Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Каждый родитель знает, что мышцы младенца еще очень слабые: в первые месяцы жизни малыш не может держать голову и менять положение тела самостоятельно. Именно по этой причине следует аккуратно брать на руки и держать новорожденного.

Вот несколько правил, которых нужно придерживаться молодым родителям:

  • всегда придерживайте головку малыша, чтобы она не заваливалась назад;
  • никогда не берите новорожденного одной рукой — только обеими;
  • не поднимайте ребенка резко и быстро, он может испугаться или получить травму;
  • не подтягивайте ребенка вверх за ручки: мышцы и связки еще слишком слабые, чтобы выдержать вес тела новорожденного;
  • никогда не нервничайте при контакте с малышом: берите его на руки с улыбкой.

Чтобы правильно взять новорожденного из кроватки, обхватите его под спинкой обеими ладонями, следя за тем, чтобы пальцы поддерживали головку. Поднимите ребенка и расположите его на своем предплечье так, чтобы голова новорожденного упиралась в локтевой сгиб а тело лежало вдоль руки. Второй ладонью придерживайте бедра новорожденного.

Такой способ хорошо подходит как для укачивания младенца, так и при купании. Если вам необходимо подержать новорожденного столбиком, например, чтоб он мог срыгнуть после кормления, прижмите его к своей груди: подбородок ребенка должен располагаться на вашем плече. Обязательно придерживайте головку и спинку одной рукой, а другой — бедра малыша.

Когда новорожденный начинает держать голову?

До 2-3 месяцев, а иногда и более, ребенок не держит головку самостоятельно. Это связано с естественной недоразвитостью мышц шеи и спины при рождении. Чтобы помочь своему малышу стать сильнее, вы можете использовать следующее упражнение.

Положите ребенка на животик и проведите по спинке сверху вниз: он рефлекторно приподнимет головку и плечи. Вы можете повторять эту процедуру несколько раз в день при переодевании малыша и во время общения. К 3 месяцам жизни почти все новорожденные начинают держать голову самостоятельно. Примерно с этого времени можно носить ребенка лицом от себя, придерживая его бедра одной рукой, а другой — на уровне груди.

Найдите для себя самый удобный способ держать новорожденного и меняйте его время от времени, чтобы избежать «однобокости» развития.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

педиатр, заведующая отделением иммунопрофилактики

Одной из первых побед новорожденного малыша становится способность держать свою голову. Чем старше становится ребенок, тем крепче его шейные мышцы и тогда, он начинает свои первые шаги к освоению навыка «держать голову». Организм крепчает, а желание осмотреть мир вокруг берет вверх, и кроха делает свои самые первые усилия оторвать голову от поверхности из положения лежа. Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову может зависеть от ряда параметров, среди которых в числе самых популярных выделяют его рост, вес и физическое состояние при рождении.

Этапы развития ребенка по месяцам

О каком-то одном дне или месяце, когда абсолютно все дети должны освоить это умение говорить нельзя, но в среднем доношенные дети без каких-либо отклонений развиваются следующими этапами:

  • 1-2,5 месяца. В это время мышцы только начинают свою работу и первые усилия держать голову на весу длятся не больше пары секунд. Появляется интерес осмотреться вокруг;
  • 2-3 месяца. В этот период большинство малышей уже держат голову из лежачего на животе положения 20-40 секунд;
  • 2,5-4 месяца. Этот этап характеризуется вполне уверенным держанием головы, мышцы крепчают, и малыш, обретя уверенность, предпринимает первые успешные попытки стоять на локтях;
  • В 4+ месяца. К этому времени абсолютное большинство малышей уже хорошо научились держать голову самостоятельно и начинается дальнейший этап развития двигательной активности.

Когда лучше обратиться к врачу?

Если вашему ребенку уже больше 4 месяцев, и он совершенно не развил умение/не хочет/не пробует держать свою голову, то лучшим вариантом будет не ждать, а обратиться к грамотным специалистам. С этой проблемой не нужно пытаться справляться самостоятельно, только врач может установить точную причину такой задержки в созревании и назначить точно необходимую терапию. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее малыш окрепнет и продолжит своё развитие в нормальном темпе.

Причины, по которым ребенок может не держать голову

В основном освоение этого непростого навыка задерживается, если были тяжелые роды с осложнениями, недоношенность, плохой набор веса или наблюдается низкий тонус мышц и ребенок плохо держит голову.

Причины раннего держания головы

Часто родители начинают радоваться и хвалиться, когда ребенок держит голову, как им кажется, самостоятельно уже в первые пару недель жизни. Но, не стоит спешить, такой срок тоже не является нормой и может говорить о ряде серьезных нарушений, которые могут повлечь за собой дальнейшие проблемы. При этом лучше всего быстрее обратиться к грамотному педиатру и неврологу для дальнейшей диагностики и назначения нужной терапии.

Укрепляем мышцы шеи ребенка

Помочь грудничку быстрее упрочить мышечный тонус и поддержать попытки ребенка держать голову под силу каждой маме. Для этого есть несколько простых упражнений:

  • Выкладывание малютки на животик. Вашему ребенку уже больше 4-х недель? Тогда можете смело начинать выкладывать его на животик через 30 минут после кормления. Для того чтобы ему было легче, можно положить под грудь валик из небольшого полотенца. Играйте с малышом, пока он так лежит и постепенно увеличивайте время. Первое время кроха может нервничать, не настаивайте, но продолжайте пробовать снова и снова. Совсем скоро вы увидите первые результаты, когда ребенок держит голову, лежа на животе 1-2 секунды, увеличивая этот интервал с каждым разом. Старайтесь как можно больше бодрствования проводить в такой позиции;
  • У взрослого на ручках. Держите малыша на руках так, чтобы вы могли спокойно поддерживать его под попу и грудь. Обратите его внимание на себя, завлеките песенкой или сказкой. Он сосредоточит своё внимание на вас и будет непроизвольно удерживать голову. Кроме того, со временем кроха начнет пытаться осмотреться вокруг, что тоже очень полезно;
  • Плавание. Грудничковое плавание прекрасно укрепляет мышцы шейного отдела;

До какого возраста нужно поддерживать голову

С момента рождения ребенка и до того момента когда ребенок держит голову самостоятельно очень важно держать его, поддерживая за шею и голову рукой для надёжной фиксации. Если этим правилом пренебрегать, то может возникнуть риск повредить хрупкие и не натренированные еще шейные позвонки, а это часто приводит к угрозе нормальному развитию и здоровью.

Примерно к 4-м месяцам ребенок уже может сам достаточно хорошо удержать голову на весу и начинает осматриваться по сторонам, необходимость придерживать его исчезает. Однако, все равно важно проявлять осторожность, когда вы поднимаете ребенка и несете его на руках.

Удобные позиции на руках у взрослого

Есть несколько позиций, которые максимально безопасны и комфортны как для ребенка, так и для мамы:

  • Колыбелька. Голова ребенка кладется на локоть взрослого, спинка – на руку, а вторая рука при этом помогает поддерживать ягодицы и поясничный отдел;
  • Столбиком. Голова ребенка ложится на плечо взрослого, одна рука прижимает его к себе, вторая поддерживает нижнюю часть в области крестца; • Лицом к лицу. Затылок малыша находится на вашей ладони, а вторая рука помогает держать спину;
  • На коленях у взрослого. Положите ребенка вверх лицом к себе на колени, помогая держать руками его голову.
  • На животике. Живот и голова малыша располагаются на предплечье взрослого, а ноги и руки спокойно свисают с двух сторон;
  • К маме спиной. Отличная поза для развития интереса к миру вокруг. Одной рукой мама держит ребенка за грудь, опирая голову и спину о свою грудную клетку. А второй рукой держит его за ножки, сводя стопы вместе. В таком положении малыш не сидит и нет никакой нагрузки на его позвоночник.

Как правильно спать новорожденному малышу?

В первые пару месяцев, когда малыш еще не научился крутиться с бока на бок, мама имеет возможность регулировать его позу для сна. Лучшим решением будет менять её, периодически кладя ребенка спать на разные бока, спинку и животик. Важным моментом при этом является поворачивать его голову так же в разные стороны. Связано это с формированием формы черепа ребенка на протяжении всего первого года его жизни. Кроме того, правильно подобранные позы сна для новорожденного помогают ему лучше отдыхать, быстрее расти, набираться сил и легче адаптироваться к миру.

Самой безопасной и полезной считается поза «на спине». Она идеальна для правильного развития позвоночника и снижения риска СВДС. Положение «на боку» подходит младенцам, которые склонны к частым срыгиваниям. При этом под спину желательно положить валик, чтобы малыш случайно не перевернулся ночью. Поза «на животе» хороша для работы органов пищеварения: лучше отходят газы и быстрее проходят колики. Но, спать в этой позе рекомендуется только под присмотрами взрослых.

Время, во сколько месяцев ребенок держит голову может варьироваться, и однозначно у всякого малыша этапы развития будут проходить индивидуально. Но, в среднем к 4-м месяцам все крохи успешно осваивают этот навык. Если вдруг вашему малышу уже больше и у него совершенно неразвито это умение, то лучше показать кроху специалистам. А до этого времени маленькому человеку нужно только внимание и любовь окружающих его взрослых.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Что должен уметь ребенок в 4, 9 месяцев, в год: нормы развития детей

Полноценное развитие ребенка в первую очередь зависит от его способности управлять своим телом. Темпы развития разных отделов тела различаются: физическое развитие начинается именно с головы, а верхние отделы туловища развиваются раньше, чем нижние.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Так, младенец научается сначала поднимать головку, затем плечики, потом приходит способность управлять ручками и в конце концов ножками. Наличие достаточно тонких и координированных двигательных реакций свидетельствует об уровне развития нервно-мышечной системы.

Наиболее рано тонкие двигательные реакции устанавливаются в мышцах лица. Мимика младенца уже к рождению достаточно развита, какие только гримасы он ни способен делать!

Ребенок родился, чтобы двигаться

Физическое развитие ребенка идет по пути освоения им сначала простых движений, а потом сложных.

Новорожденный способен лишь на непроизвольные движения, многие из которых составляют его младенческий «багаж» — комплекс врожденных рефлексов. Только по мере развития малыша и при его непосредственном участии в этом процессе «строительства» тела закладывается возможность совершения им координированных произвольных движений. Поэтому состояние активного бодрствования, в котором пребывает ребенок какое-то время суток, — важнейший период в развитии и совершенствовании его двигательных функций.

Моторная активность новорожденного — разнообразные движения рук и ног, повороты головы, движения глаз, туловища, гримасы. Создается впечатление, что на вас обрушивается какой-то хаос беспорядочных и некоординированных движений. Что это такое? К чему они?

Несмотря на то что подобное явление, безусловно, свидетельствует о незрелости младенца, само движение как таковое есть необходимое и обязательное (!) условие нормального роста и развития ребенка. Можно сказать, что человек (как и все живое на Земле) рождается с потребностью совершать движения — это заложено в его генетическом аппарате.

Более того, именно через движение достигается возможность познания человеком окружающего мира. Как же развивается этот процесс?

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?

У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.

К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.

В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.

В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.

В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.

В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.

В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.

В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.

В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.

В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.

В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.

В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.

В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.

В 14 месяцев самостоятельно стоит.

В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.

Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

Синдром «встряхнутого» ребенка: каждому родителю важно знать

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Малыши часто становятся инвалидами на первых годах жизни по причине травм головы. В худшем случае такая ситуация даже приводит к гибели ребенка. Все это является следствием жестокого и неосторожного обращения. Далеко не все люди знают, что встряхивание малыша может стать причиной таких травм. В результате даже небольшой тряски возникают повреждения головного мозга, как минимум выражающиеся потом в травмах нервной системы. Речь идет о так называемом синдроме встряхнутого ребенка, о котором почти не говорят в литературе.

Основная проблема в данном случае заключается в отсутствии внешних телесных повреждений. Но внутренние травмы не менее опасны. Диагностировать СВР сложно, потому и адекватная помощь оказывается не сразу. Среди симптомов недуга нужно отметить внутричерепные кровотечения, отек мозга и кровотечения в области сетчатки глаз.

Почему возникает СВР?

Детей могут трясти как родители, так и прочие осуществляющие уход за ними лица. Обычно это мужчины, люди с невысоким уровнем образования, инфантильные лица, а также страдающие различными психическими болезнями люди. Но и многие другие могут стать причиной синдрома встряхнутого ребенка.

Казалось бы, почему людям свойственно подобное обращение? Ответ прост: они даже не подозревают, какие последствия оно может повлечь за собой. А еще тряска детей может осуществляться в состоянии аффекта. К такому поведению нередко подталкивает детский плач. С его помощью малыши контактируют с окружающей действительностью, но родители далеко не всегда осознают причины поведения и пытаются устранить его посредством встряски.

В группе риска по СВР находятся:

  • мальчики,
  • дети в возрасте до 6 месяцев,
  • недоношенные малыши,
  • дети определенных темпераментов,
  • дети с задержками развития,
  • дети с врожденными недугами,
  • дети матерей, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью.

Провоцирующих ситуацию факторов может быть много, включая различные стрессы и желание выразить негативные эмоции.

Причины предрасположенности младенцев к травмам головы

У маленьких детей именно голова весит больше всего, что отличает их от взрослых. Мозг при этом располагается в еще не окостеневшем черепе, швы которого не срослись, а родничок остается открытым. Мышцы шеи слабые, как и суставы позвонков шеи. Вот почему достаточно небольшой встряски, чтобы получить травму. При отсутствии должной фиксации голова очень подвижна, а в веществе мозга много жидкости. Вследствие всего этого мозг ребенка чувствителен, из-за повреждений возникают кровоизлияния, а также травмы спинного мозга. Выявить их оперативно почти невозможно.

Механизм и характер травм при синдроме встряхнутого ребенка

Согласно исследованиям, ребенка обычно трясут не более 20 секунд. В течение этого периода голова движется 40-50 раз то в одну, то в другую сторону, что и провоцирует опасные повреждения. Еще хуже, если в результате малыш ударяется о поверхность. На его голову воздействуют большие силы, сравнимые с аварией на большой скорости, максимума они достигают при внезапной остановке из-за удара. С высоты дети падают чаще, чем подвергаются встряхиваниям, но падение не так тяжело для младенца, как последняя ситуация.

Возможные травмы при СВР

  • Субдуральное кровоизлияние (СДК). Возникает между твердой и паутинной оболочками мозга, бывает одностороннее и двустороннее.
  • Субарахноидальное кровоизлияние (САК) — базируется между паутинной и мягкой оболочками мозга.
  • Диффузное аксональное повреждение. Представляет собой разрыв длинных нервных волокон по причине тряски.
  • Внутричерепная гипертензия. Если не лечить малыша сразу после тряски, приходится сталкиваться с этой проблемой.
  • Кровоизлияния в сетчатку. Чаще всего возникают из-за насильственных травм головы, бывают односторонними и двусторонними.
  • Переломы ребер — появляются из-за активного сдавливания груди малыша.

Клиническая картина синдрома встряхнутого ребенка

Симптомы могут быть и яркими, и нет, все зависит от характера мозгового повреждения. Нужно обратить внимание на вялость либо раздражительность, рвоту и тошноту, сонливость, ухудшение аппетита, отличие размера зрачков друг от друга, неспособность поднять голову, сложности с фокусировкой взгляда. Если у малыша есть более серьезные симптомы, например, судороги, остановка дыхания или посинение кожных покровов, то повреждения сильные.

Если младенец после тряски резко стал неактивным, не нужно снова его трясти, чтобы привести в чувства. Так вы только усугубите имеющиеся проблемы. Лучше срочно обратиться к специалисту. Среди последствий синдрома травматической встряски следует выделить параличи, слепоту, нарушения слуха, эпилепсию, умственную отсталость, нарушения памяти и проблемы с учебой. И самый негативный исход, конечно, это гибель ребенка.

Постановка диагноза при СВР

Среди методов используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. И КТ, и МРТ широко применяются для определения обширности кровоизлияний. Если у ребенка открытый большой родничок, используется нейросонография (НСГ). Иногда требуется рентген костей скелета. При наличии кровоизлияний сетчатки необходима консультация офтальмолога и осмотр глазного дна.

Первая помощь при синдроме встряхнутого ребенка

Важно обратиться к врачу максимально быстро, чтобы спасти жизнь и здоровье малышу. Если он не дышит, а сердце не бьется, то ваша задача заключается в проведении сердечно-легочной реанимации. Это искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Для защиты шеи нужно положить ребенка на бок и предотвратить аспирацию при появлении рвоты.

Важно: если вы знаете, в чем причина состояния малыша, не скрывайте этого от представителей медицины. Ведь повреждения при СВР отличаются своей спецификой, а потому в любом случае правда выйдет на поверхность рано или поздно. Однако будет упущено драгоценное время на постановку диагноза и ребенок может погибнуть.

Лечением и диагностикой травм по причине СВР занимаются разные врачи, включая неврологов и педиатров, травматологов и нейрохирургов и многих других.

Как избежать возможных проблем?

Ни в коем случае не трясите детей! Обязательно рассказывайте другим людям о том, что этого нельзя делать. Помните, что плакать для ребенка – нормально, поэтому ищите причину проблемы, а не пытайтесь остановить малыша. Негатив для взрослого человека тоже является нормой, если вас раздражает ситуация, лучше выйдите из комнаты и успокойтесь, а потом вернитесь или позовите других людей дабы успокоить ребенка.

Если вы не доверяете человеку, не оставляйте с ним малыша. Стремитесь узнать новую информацию о воспитании ребенка, делитесь своим опытом с другими людьми. При необходимости не бойтесь обращаться к психологу за советом. Если вы подозреваете, что вашего ребенка кто-то тряс, то обязательно обратитесь к врачу, даже когда причиной становится близкий родственник. Наконец, непременно сообщайте о жестоком обращении с детьми, даже если это совершенно посторонние малыши.

Эксперт: Кэрол Маджио, американский косметолог, автор методики фейсбилдинга

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Борьба со старением

Гимнастика для лица — это физические упражнения для 57-ми лицевых мышц. После регулярных занятий женщины разного возраста отмечают, что мелкие морщинки заметно разглаживаются, кожа приобретает тонус и упругость, а ее цвет улучшается за счёт улучшения кровоснабжения, контур лица выравнивается. Изменяется даже пропорция лица, оно становится более симметричным. «Упражнения можно выполнять в любом возрасте, — говорит Кэрол, — но чем раньше вы начнёте укреплять мышечный каркас лица, тем лучше. Ведь гравитационный птоз, оттягивающий со временем овал лица вниз, и снижение упругости кожи проявляются с возрастом у всех без исключения».

Ежедневные занятия позволяют поддерживать лицо в тонусе без филлеров, ботокса и подтяжек.

Не рекомендуется делать упражнения, если вы:

страдаете повышенным артериальным давлением

имеете нарушения в области лицевых нервов

недавно перенесли пластическую операцию

недавно делали глубокий пилинг лица

кололи инъекции ботокса

имеете повреждения на коже.

В чём суть

Кэрол разработала свой комплекс упражнений на основе исследований пластического хирурга Рейнхольда Бенца, который в середине прошлого века первым обосновал принципы фейсбилдинга. Он исходил из научных данных о том, что мышцы лица и кожа связаны. Если мышцы теряют упру­гость, это отражается и на коже. В процессе старения мышцы и подкожная ткань уменьшаются в объеме и теряют тонус. Но этот процесс можно существенно замедлить, если выполнять комплекс упражнений.

Выполняется гимнастика с помощью пальцев рук. Так блокируются одни мышцы и активизируются другие, а также создаётся дополнительное давление для качественной проработки всей поверхности лица.

Советы по выполнению гимнастики

Сделайте селфи в анфас и профиль перед тем, как заняться гимнастикой, чтобы потом сравнить результаты.

При выполнении упражнений смотрите на себя в зеркало, чтобы контролировать правильность действий.

Занимайтесь сидя, для некоторых приёмов необходимо лечь.

Делайте гимнастику регулярно – это залог успеха.

В процессе занятий дышите ровно, без напряжения. Постарайтесь почувствовать мышцы лица.

Между упражнениями делайте резкий выдох ртом через сжатые губы.

Для выполнения комплекса достаточно 8 минут.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Упражнение 1. Для корректировки контура лица

Приоткройте рот, прикрыв зубы губами, не улыбайтесь.

Напрягите мышцы губ, как будто они хотят растянуться в улыбке, но наталкиваются на препятствия.

Сосредоточьтесь на краях лица, представьте, что по нему разливается энергия.

Выполняйте круговые движения в течение 30 секунд.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Когда новорожденный должен начать сам держать головку

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» — строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» — думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть – набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» — беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

” Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь – «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

«Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи – голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб – буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации – ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии – гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать – как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы – важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!

Как известно, всякий ребёнок развивается в собственном темпе, но все дети проходят определённые этапы становления. Малыш овладевает навыками раньше или позже других, однако временные рамки основных этапов дают родителям возможность оценить развитие своего ребёнка.

Очевидно, что новорождённые дети не умеют удержать собственную голову. Но когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно? Это может произойти намного раньше, чем вы ожидаете.

В каком возрасте ребёнок начинает держать голову?

Когда малыш рождается, он не может держать головку, так как мышцы и несовершенные двигательные навыки, которые отвечают за контроль движений шеи, ещё слишком слабы.

Ребёнок начнет хаотично двигаться, поднимая голову, через четыре недели после рождения. До этого времени ему понадобится много поддержки. На втором месяце вы обнаружите, что младенец начинает держать головку в шатающейся манере во время лежания на животе.

Только через три-четыре месяца ребёнок может удерживать/поднимать голову без дополнительной поддержки. В это время грудничок пытается поднять голову и даже приподнять локти в позе кобры. Когда малыш достигает шестимесячного возраста, он уже развивает полный контроль над головой и мышцами и может смотреть в разные стороны.

Как дети учатся контролировать мышцы шеи и движения головы?

В первые 6 месяцев ребёнок постепенно будет пытаться развить контроль над своими движениями. Существуют различные этапы контроля, которые ребёнок постепенно проходит по мере взросления.

Вот что можно ожидать в течение первых 6 месяцев жизни ребёнка.

Период новорождённости

Вам нужно будет придерживать голову новорождённого осторожно, поскольку на этом этапе контроль над собственными движениями у него мал или вообще отсутствует. Шейные мышцы довольно слабые при рождении, поэтому дети не имеют контроля над ними.

Младенцы полагаются на своих матерей, которые будут поддерживать их голову и шею во время ношения. Вероятно, это способ природы помочь матери и ребёнку, развивая тесный контакт лицом к лицу.

От 1 до 2 месяцев младенец поднимает голову

К концу первого месяца ребёнок должен уметь слегка приподнимать голову и поворачивать её, лёжа на животе. Примерно через 6 — 8 недель, если младенец особенно силён и скоординирован, он поднимет голову, лёжа на спинке.

Когда вы переносите младенца на плече, у него будет возможность поучиться ненадолго поднимать голову. У малыша также будет достаточно сил, чтобы задержать голову, сидя в автокресле.

Удержание головы в возрасте от 3 до 4 месяцев

К этому времени вы заметите определённое улучшение в координации движений. Малыш сможет поднять голову до 45° из положения лёжа на животе и постоянно удерживать её.

В этом возрасте младенец должен держать голову в соответствии с остальной частью тела, когда он подтягивается. Вероятно, вы можете носить его в специальном рюкзаке.

Устойчивый контроль в возрасте от 5 до 6 месяцев

Как только вашему ребёнку будет около шести месяцев, он сможет постоянно удерживать головку вертикально. Это время, когда большинство детей начинает сидеть и может постоянно держать голову вертикально. Прогулочные коляски можно вводить в использование именно на этом этапе.

Что делать, когда ребёнок плохо держит голову в 3 месяца?

Если ребёнок в 3 месяца не держит голову, многие мамы поддаются панике. Действительно ли есть причины для волнения?

Кроме того, если младенец недоношенный, он может достичь этого этапа немного позже, чем ребёнок, родившийся в положенный срок.

Редко у младенцев бывает запрокидывание головы. Это говорит о том, что у малыша слаборазвитые мышцы шеи.

Запрокидывание головы происходит по следующим причинам:

  • при рождении малыш очень маленький;
  • роды произошли раньше срока;
  • травма головного мозга.

Таким образом, если младенец в 4 месяца плохо держит голову в вертикальном положении тела, обратитесь к доктору, чтобы убедиться, что мышцы шеи младенца правильно развиваются.

Как помочь ребёнку научиться хорошо удерживать голову?

Младенец будет быстрее развивать контроль над движениями головы, если вы дадите ему возможность укрепить мышцы шеи. Простые методы помогут ребёнку развить эту способность и поддерживать голову в срединной линии, что является важным шагом для дальнейшего физического развития.

1. Выкладывание на животик.

Лежание на животе важно для помощи ребёнку в укреплении шейных и спинных мышц. Для этого положите малыша на живот, когда он бодрствует, и дайте ему привлекательные игрушки, чтобы сделать время лежания забавным для ребёнка.

2. Выкладывание на живот вдоль колен.

Если младенцу некомфортно лежать на полу, ему, возможно, будет легче лежать на ваших бёдрах с подбородком между колен. У ребёнка также будут напрягаться мышцы спины, но он будет наслаждаться этим больше, потому что так будет ближе к вам и лицо не будет утыкаться в ковёр, когда мышцы устанут.

3. Использование мяча.

Если у вас имеется большой, мягкий мяч (фитбол), который часто используется в лечебных программах, он поможет укрепить шейные и спинные мышцы ребёнка. Когда вы двигаете мяч вперед, ребёнок должен работать против силы тяжести, чтобы удержать голову в вертикально. Это помогает развить сильные мышцы шеи. Вы также можете расположить своего ребёнка сидя и аккуратно откинуть его назад, чтобы он старался поднять голову.

4. Наблюдение.

Сядьте на стул и расположите ребёнка на своих коленях с опирающейся на вас спиной. Это является хорошим способом развить контроль над движениями головой по мере взросления младенца. Меняйте места, где вы сидите, чтобы малыш видел разные вещи.

5. Занятия в бассейне и детская йога.

Когда ваш ребёнок уже немного удерживает голову, можете взять ребёнка в бассейн.

Плавание в бассейне подарит малышу новые ощущения. Когда он проводит время на своем животике, поддерживаемый вами и водой, двигать тело и конечности ему можно будет более свободно, чем лёжа на полу.

Детская йога также поощряет полный спектр движения, позиций, которые ребёнку очень понравятся. Это будет благоприятствовать его физическому развитию и мышечному контролю.

Когда ребёнок хорошо держит голову, он может перейти к другим этапам развития, например, к сидению, переворачиванию, ползанию и ходьбе. Чтобы начинать кушать твёрдую пищу и сидеть на высоком стульчике, необходимо, чтобы малыш мог полностью контролировать движения в шее и в грудно-поясничном отделе позвоночника.

Новорожденному ребенку очень важно постоянно присутствие родителей в его жизни и контроль за его психическим и физическим состояниями. Если мама замечает хотя бы небольшое отклонение от нормы, то ей лучше всего обратиться к врачу, не слушая советы окружающих и не опираясь на опыт знакомых мам.

Навык держать головку является одним из самых первых признаков грамотного развития крохи. Таким образом он делает первые движения на пути к навыку владением собственным телом.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Возраст, в котором малыш начинает держать голову

Со временем навык управлять собственным телом у малыша увеличивается. Впервые он пробудет держать свою головку уже на второй или третьей неделе. При переворачивании ребенка на живот он пытается сделать свои первые подъемы головы.

После этого в период одного – полутора месяцев малыш пытается уже самостоятельно приподнимать голову на одну – две секунды. Чаще всего это происходит при положении лёжа на животике. Ближе ко второму – третьему месяце ребенок начинает более уверенно приподнимать головку под острым углом все в том же положении, что и раньше. Причем держит голову он уже около минуты.

В три месяца малыш начинает приподнимать головку уже не только лежа на животике, но и лежа в вертикальном положении. Тем не менее, его организм остается очень хрупким и ему необходима подстраховка со стороны родителей. Стоит продолжать поддерживать голову крохи. Немногим позже к голове может добавиться и подъем плеч.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Ближе к четырем месяцам в момент удержания своего ребеночка в положении на спинке малыш уже будет довольно уверенно и ровненько поддерживать состояние с поднятой головой достаточно продолжительное время. Он перестанет ее закидывать назад, как это было раньше.

И несмотря на то, что кроха уже почти приобретет навык держать головку, родителям все же необходимо помогать ему поддерживать его шейные мышцы ладошкой, так как они остаются довольно слабыми и малоразвитыми.

С возрастом малыш становится все более любознательным. Так ближе к пяти месяцам он начинает не просто приподнимать головку, но и удерживать ее и поворачивать в стороны. Это вполне объяснимо желанием изучать окружающий мир. Со временем вместе с шеей и головкой он начинает приподнимать и верхнюю часть туловища, приближая момент, когда он сядет.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Конечно же, стоит понимать, что каждый ребенок индивидуален и можно лишь обобщить общие данные. Так что не стоит печалиться, если окружающие вас детки уже держать уверенно головки, а ваш кроха – нет. Он обязательно этому научится! Просто дайте ему время.

Как помочь ребенку научиться держать голову

Чтобы своевременно помочь малышу научиться держать головку или приблизить этот момент родители должны начать помогать малышу. Для этого подойдут методы, которые применяли еще наши бабушки. Просто следует придерживаться ряда правил и регулярно делать некоторые упражнения со своим крохой.

Для начала нужно взять за правило, что после кормления ни в коем случае нельзя класть своего ребенка на животик. Мама должна делать это за несколько минут до начала кормления. В таком положении ребеночку рекомендуется пробыть в течении нескольких минут. С возрастом можно начать все чаще класть малыша на животик в периодах между кормлениями.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Существует еще одно упражнение, которое ускоряет процесс укрепления шейных мышц крохи. Его можно класть головой вниз на животике, придерживая при этом головку. Он будет смотреть в основном в пол. Так как все малыши очень любознательны, то он начнет искать способы оглядеть окружающие его предметы и начнет поднимать головку.

После того, как мама и малыш успешно усвоят это упражнение, то они могут попробовать удерживать ребенку на ручках, приподнимая, в вертикальном положении в течении десяти – двадцати секунд. При этом малыша необходимо в обязательном порядке аккуратно придерживать за затылок во время проведения с ним такой процедуры.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Если ребенок не научился поднимать головку к трем месяцам

Случается такое, что малыш так и не приобретает навык держать головку к четырем – пяти месяцам жизни. Если подобное случается, то это говорит о том, что неврологических проблем, скорее всего, избежать не удалось. Не исключено, что вынашивание малыша было довольно тяжелым и нанесло некоторый урок нервной системе крохи. Так же вероятны какие-либо патологии или травмы во время родов, результаты которых проявляются со временем. В этом случае просто необходимо обратиться к врачу за советом и назначением правильного лечения.

Может случиться так, что у малыша просто слабый тонус мышц. Для этого нужен специальный массаж, который, так же, прописать сможет только соответствующий врач.

И, как бы не складывалось развитие вашего малыша, постарайтесь как можно меньше переживать. Не забывайте, что ребенок чувствует материнский негатив. Это может отражаться не только на его развитии, но и на сне, поведении, настроении. В первые годы жизни мама – это самый большой маяк и лучший ориентир для крохи. Об этом стоит помнить!

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно

Не исключены случаи, когда ребеночек держит голову не ровно, а с небольшим отклонением вправо или влево. В таких случаях врач посоветует использования специализированной подушки. Но в любом случае нужно быть спокойным и всеми силами помогать ребенку развивать его навыки!

Ссылка на основную публикацию