Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм

Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.

Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.

— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.

Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.

— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.

Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.

Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз

Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.

Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.

— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.

— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?

— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.

— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.

Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.

Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.

— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.

Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.

— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.

Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.

О неофобии и детском здоровье в целом

Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.

— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.

Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?

— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.

— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.

Питание – одна из важнейших функций человека, которая абсолютно необходима для его жизни. Но рост и гармоничное развитие ребенка зависят не только от обеспеченности питательными веществами, но и определяется правильной организацией приема пищи.

Содержание: Скрыть

Первый опыт

Формирование пищевого поведения начинается уже с первых дней жизни младенца. Изначально оно определяет естественную потребность – позволяет получать необходимые для жизни и развития питательные вещества. Громким плачем и поиском маминого соска грудничок оповещает о своем голоде и, наоборот, гулит, улыбается или спокойно спит, если он сыт. Несколько месяцев спустя после рождения, в период естественного вскармливания, пищевые взаимоотношения между мамой и младенцем становятся более сложными и не всегда напрямую связаны только с голодом малыша. Особенно ярко пищевое поведение меняется, если происходят какие-то значимые изменения в привычной жизни семьи. Наиболее характерный пример – это ранний выход мамы на работу, когда малыш через изменение питания может выражать недовольство по поводу ее частого отсутствия.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Переходный этап

С началом введения прикорма ребенок начинает адаптироваться к еде, отличной от грудного молока, привыкает к продуктам и приобретает навыки приема пищи, которые закрепятся и будут реализованы всю его последующую жизнь. Именно во втором полугодии жизни малыш начинает кушать самостоятельно, происходят его постепенная социализация и переход за общий семейный стол. Ориентируясь на пищевое поведение мамы и других ближайших родственников, малыш пытается подражать, стремится попробовать взрослую еду, приобретает свой собственный опыт и формирует вкусовые предпочтения. Этот этап очень важный в развитии человека. Он определяет вкусовые пристрастия в последующем, отношение к процедуре приема пищи, а также при неблагоприятном развитии событий может быть причиной стойких нарушений аппетита.

Сложный период

Никто из нас не родился с умением пользоваться ложкой, вилкой и пить из чашки. Эти навыки приобретаются с помощью взрослых, и именно их поведение определяет – насколько быстро и успешно, а самое главное – психологически комфортно ребенок освоит непростую науку поведения за столом. Родители должны запастись терпением, проявлять уважение к ребенку и понимать, что пройдет немало времени, прежде чем малыш освоит навыки приема пищи. Конечно, на первых порах маленький исследователь будет изучать еду на ощупь, пробовать размазывать ее по столу и переворачивать тарелку. Относитесь спокойно к его экспериментам, но продолжайте настойчиво его обучать, помогая пользоваться столовыми предметами и воспитывая собственным примером. Чем увереннее дети начинают владеть ложкой, тем меньше затруднений у них вызывает прием пищи, и тем успешнее расширяется их рацион.

Подготовительный этап

Для самостоятельного приема пищи у ребенка должно быть специально оборудованное место – наиболее популярны и удобны детские стульчики для кормления. Исходно ребенок будет кушать за своим столиком, а затем к концу первого года жизни можно стульчик пододвинуть к семейному столу. Для успешного овладения навыками приема пищи у детей должны быть своя удобная ложка и устойчивая тарелка. Желательно использовать ложку средних размеров, неглубокую, с нескользкой утолщенной ручкой. У первых столовых приборов не должно быть острых краев, чтобы малыш не поранил десны. Посуду необходимо выбирать из экологически чистых и безопасных материалов. Ряд современных ложек имеет термочувствительные датчики, что может быть полезным для контроля температуры еды. Используйте тарелку с высокими краями, это позволит ребенку проще зачерпывать пищу. Для того чтобы посуда меньше скользила, выбирайте тарелки с широким основанием или используйте специальные приспособления в виде резинового дна или присоски.

Обучение ребенка есть ложкой

Перед тем как начать непосредственное обучение, постарайтесь, чтобы ребенок неоднократно видел, как другие члены семьи пользуются столовыми приборами и принимают пищу. Это станет положительным подкреплением в его обучении. Маме необходимо сесть непосредственно лицом к ребенку и предложить ложку, стараясь, чтобы он взял ее своей ведущей рукой. Придерживая запястье и локоть малыша, попробуйте зачерпнуть немного пищи и направить ко рту. Затем верните ложку в тарелку. По мере улучшения практики и обучения постепенно уменьшайте свою помощь, отодвигая свою поддерживающую руку от запястья к локтю ребенка, а затем давайте возможность малышу попробовать обойтись без посторонней помощи.

Конечно, не все получится сразу. Достаточно долго малыш будет пытаться кушать руками, класть еду в ложку пальцами или помогать другой рукой подносить ложку ко рту. Хвалите и открыто радуйтесь его успехам.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

ВАЖНО! Помните, что детки испытывают большое эмоциональное напряжение, когда учатся есть сами, поэтому не стоит держать их за столом долго и тем более ругать за медлительность и неопрятность. Еще очень важным моментом является поощрение самостоятельности. Не отбирайте у ребенка ложку, пытаясь ускорить процесс. И не бойтесь, что малыш съест меньше, – через какое-то время он проголодается снова и с радостью съест следующую порцию.

Напитки

Современный рынок товаров изобилует различными приспособлениями для выпаивания малышей: от бутылочек до различных поильников. Однако специалисты в области детского питания рекомендуют учить ребенка пить из чашки. На первом году жизни у ребенка выраженный сосательный рефлекс, поэтому при использовании бутылки или поильника он может выпивать больше, чем ему требуется. Стакан или чашка должны быть маловесные и изготовлены из материалов, которые не трескаются и не бьются. Одни малыши предпочитают пить, обхватив ладошками стакан, другим более удобно держаться за ручку кружки – попробуйте разные варианты, выбрав наиболее удобный. На начальном этапе взрослый подносит чашку ко рту и, прислоняя к губам, медленно наклоняет ее. Наливайте жидкость только на треть объема – ребенок не будет захлебываться, но и не нужно будет запрокидывать голову. Следующим этапом помогайте малышу – держите его запястья и направляйте его руки со стаканом ко рту. Научите его держать голову прямо во время питья. А уже следующим шагом позвольте пробовать пить самостоятельно.

Простые правила

  • Очень важно создать для ребенка правильный стереотип питания. Перед едой убирайте из поля зрения игрушки, не включайте телевизор.
  • Постарайтесь создать спокойную и доброжелательную атмосферу за столом. Прием пищи не должен ассоциироваться со стрессом и негативными эмоциями.
  • Во время кормления можно обучать ребенка многим другим вещам: названиям посуды и еды, обсуждению вкусовых качеств пищи.
  • С самого раннего возраста прививайте малышу гигиенические и эстетические навыки. Он должен привыкать мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, говорить: «Спасибо», – после еды.
  • Сервируйте стол к приему пищи, используйте яркую детскую посуду и пофантазируйте над внешним видом предлагаемого блюда.

Конечно, все эти мероприятия требуют времени и ваших усилий, но и малыш с большим удовольствием будет кушать привлекательное блюдо, и питание будет связано с положительными эмоциями. Но если ребенок ведет себя нехорошо за столом, намеренно разбрасывает еду, стучит ложкой и кидает посуду – можно и нужно сделать ему замечание строгим тоном. Важно донести, что пища – это ценность, к ней мы относимся с уважением.

Желание частого приема пищи может возникать после перенесенных заболеваний, во время которых ребенок не получал достаточного количества питательных веществ, витаминов и микроэлементов.

Также, нормальным является повышенный аппетит в том случае, когда дети ведут активный образ жизни, сочетая учебный процесс с занятиями спортом.

Помимо физиологических причин голода существует ряд причин психологического характера:

  • Если родители торопят малыша во время употребления пищи. В этом случае вырабатывается устойчивая привычка наесться впрок.
  • Когда имеет место принудительный прием нелюбимых блюд. Такая ситуация не сопровождается употреблением полноценной порции и через небольшой промежуток времени у детей появляется чувство голода.
  • Копирование пищевого поведения кого-либо из членов семьи, если в семье не сложился определенный режим приема пищи, практикуется прием пищи перед телевизором.

Врач-педиатр, гастроэнтеролог — Назаровская Валерия Владимировна
Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Нарушение аппетита может свидетельствовать и о наличии заболеваний.

Помимо вышеперечисленных причин, нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний.

Постоянное чувство голода может быть обусловлено отсутствием в крови веществ, которые оказывают тормозящее воздействие на пищевой центр, например, глюкозы, что наблюдается при сахарном диабете.

Повышенный аппетит могут спровоцировать заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся повышенной кислотностью желудочного сока, а также глисто-паразитарные инвазии, нарушения в работе поджелудочной железы.
При избыточной секреции гормонов щитовидной железы усиливаются обменные процессы во всех тканях-мишенях. У ребенка повышается аппетит, но отмечается потеря массы тела, появляется мышечная слабость, потливость, тахикардия.

Таким образом, нарушение аппетита является многогранной проблемой, которая требует консультации педиатра, назначения ребенку дополнительных обследований и консультаций узких специалистов по показаниям. Уточнив природу данного состояния, врач сможет дать полные рекомендации по коррекции пищевого поведения ребенка.

Апноэ является самой частой проблемой, связанной с контролем дыхания у младенцев. Причин у такого состояния довольно много. Чаще всего, недостаточно сформирована нервная система или патологические заболевания.

Молодые мамы часто жалуются, что у ребенка прекращается дыхание во время кормления. Причем, когда кормят грудью, это бывает значительно реже, чем при кормлении с бутылочки. Когда малыш кушает с «жадностью», начинает захлебываться, дыхание пропадает, затем он синеет, через мгновение прокашливается и продолжает кушать.

Самое простое, что советуют педиатры – это кормление из бутылочки в положении близком к вертикальному. Голова при этом должна быть немного наклонена вперед. В таком положении шансов захлебывания намного меньше. Кроме того:

  1. Можно периодически вынимать бутылочку для того, чтобы ребенок отдышался.
  2. Чтобы с дыханием не возникало проблем, рекомендуют кормить в кроватке на боку.

От чего же возникает такое апноэ, лечение которого также требует серьезного подхода? Медики в большинстве случаев объясняют это недоношенностью. Чем короче период беременности, тем появление апноэ при кормлении чаще. Кроме того, этим недугом страдает больше детей с маленьким весом.

Апноэ во время кормления недоношенного ребенка

Причин возникновения такого апноэ достаточно много. У недоношенных малышей, как правило, незрелый дыхательный центр, а значит и механизм, что регулирует дыхание, несовершенен. Что касается рефлексов питания, речь идет о глотании, сосании, они тоже не совсем активны. Их деятельность плохо координирована.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Кроме того, у недоношенных нарушена работа мышечных волокон мягкого неба, а также близлежащих тканей. Они провисают при кормлении на спине и апноэ ярко проявляется. При кормлении на боку младенец страдает меньше от нарушения дыхания, или же проблемы вообще отсутствуют.

Статистика показывает, что дети, родившиеся до 29-й недели, могут страдать от апноэ во время кормления в 80% случаев, половина младенцев, появившихся на свет в 30– 31 неделю, и 10%, рожденных после 32-й недели.

Малыш может захлебываться молоком при сильном напоре. Если малютку кормят грудью, можно предварительно немного сцедить молоко, а если он находится на искусственном вскармливании, помогает уменьшение дырочки в соске.

Что же должна сделать мама, если у малыша приступ апноэ? Во-первых, прекратить кормление и попытаться «растормошить» чадо. Если при этом дыхание не восстанавливается, то нужно сделать искусственное дыхание.

В серьезных случаях нужно перейти к закрытому массажу сердца. Таким маленьким детям он делается посредством больших пальцев рук, расположив на спинке ребенка остальные пальцы. Толчки нужно проводить часто, после каждых 5-ти толчков делать дыхание рот в рот.

Помните, что апноэ при кормлении требует систематической медицинской профилактики приступов. Для этого до кормления и после него недоношенному младенцу подают кислород. И, разумеется, в случае появления апноэ у грудничков, всегда стоит лишний раз проконсультироваться у врача.

Многие родители не видят ничего плохого в «зверском» аппетите двухлетнего ребенка и скармливают ему огромную тарелку супа, макароны и пару пирожков. Как отказать ребенку, просящему поесть!
Для того, чтобы понять, действительно ли у вашего малыша нарушение пищевого поведения, записывайте все, что он ест, на протяжении 7-10 дней. Не упускайте в своих записях ни фрукты, ни печенье, ни сухари, ни мороженое, ни конфеты. По истечении недели подсчитайте результаты и сравните их с нормой. Для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет в норме 4-х разовое питание с суточным объемом пищи 1200-1500 грамм. Обратите внимание и на размер порций: она не должна превышать вашу.
Если помимо основных приемов пищи ребенок постоянно таскает йогурты, печенье, хлеб, устраивает истерики у холодильника – он не голоден. Это нарушение пищевого поведения. Здесь требуется консультация невролога, психолога или психиатра. Кроме того, это могут быть и эндокринные нарушения. Тогда нужна консультация эндокринолога.
Если дети едят много, то последствием может быть частая боль в животе, непереваривание пищи, набор лишнего веса.
У большинства детей может отсутствовать чувство насыщения, они испытывают частый голод – это может быть из-за нарушений обмена веществ и сбивания ритма работы желудка и кишечника. Очень быстро желудок малыша может приобрести большой объем и, как следствие, чувство насыщения наступает при употреблении огромных порций. Если ребенок постоянно просит есть, нужно обратиться к педиатру для лечения и диеты.

Что делать, если ребенок постоянно просит есть?

Необходимо кормить малыша в одинаковое время, в качестве перекусов могут выступать яблочко или морковка. Достаточно 4 кормления в день.

Займите ребенка играми или игрушками в стороне от еды.

Порции еды для ребенка должны быть меньше, чем у взрослого.

Если ребенок постоянно хочет есть, родители должны найти причину, чтобы остановить переедание. Причина может быть в том, что переедание – это следствие как привыкания все время что-то жевать, так и скуки, и повторения за мамой и папой. Выдумайте интересные занятия, отвлекающие от еды.

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Скрининг новорожденного позволяет выявить ряд серьезный наследственных заболеваний, которые невозможно определить внутриутробно, но необходимо исключить после рождения, чтобы избежать тяжелых осложнений, а также инвалидизации и летального исхода.

Суть скрининга в том, что выявляются достаточно часто встречающиеся в популяции заболевания, успех лечения которых целиком и полностью зависит от раннего начала терапии. В терапии этих состояний определяющую роль играет именно время и грамотный подход.

Согласно Приказу № 185 Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2006 «О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания», скрининг новорожденных проводится на 5 наследственных заболеваний:

  1. Адреногенитальный синдром — заболевание, характеризующееся нарушением выработки гормонов корой надпочечников, при этом в организме образуется избыток половых гормонов и глюкокортикоидов. Это вызывает резкое нарушение солевого обмена, нарушение роста и неправильное развитие половых органов.
  2. Врожденный гипотиреоз — заболевание, в основе которого лежит полная или частичная недостаточность гормонов щитовидной железы, что приводит к нарушению развития всех органов и систем.
  3. Галактоземия — заболевание, в основе которого лежит генная мутация, заключается в нехватке или отсутствии ферментов для переработки галактозы, содержащейся в молоке, в глюкозу. Галактоза не подвергается ферментации, а накапливается в организме, оказывая сильное токсическое воздействие на центральную нервную систему, печень и зрительный аппарат.
  4. Фенилкетонурия — заболевание, при котором снижена или полностью отсутствует выработка фермента, расщепляющего аминокислоту фенилаланин, входящую в состав большинства белковых продуктов. Не расщепляясь, эта аминокислота и ее производные накапливаются в организме и, к определенному моменту, становятся крайне токсичными и поражают нервную систему ребенка.
  5. Муковисцидоз — системное наследственное заболевание, в основе которого лежит генная мутация, характеризующееся тяжелыми нарушениями в органах дыхания и пищеварения.

Процедура забора крови для неонатального скрининга

  1. Забор крови производится строго натощак, через 3 часа после кормления.
  2. Забор крови производится из пятки новорожденного стерильной иглой-скарификатором, что делает процедуру максимально безопасной и безболезненной для ребенка.
  3. Забор крови осуществляется на специальный индивидуальный фильтровальный бумажный тест-бланк.
  4. Забор крови выполняет квалифицированная медсестра, соблюдая все правила асептики и антисептики.
  5. У доношенного ребенка забор крови производится на 4-е сутки жизни, у недоношенного — на 7-е сутки жизни.
  6. Возможен забор крови для скрининга, как на дому, так и в клинике.
  7. Исследование проводит сертифицированная лаборатория.
  8. В отличие от общегородской сети, Вы получите результат исследования «на руки», на бланке, а наши педиатры смогут Вам квалифицированно разъяснить результаты обследования и дать грамотный совет по дальнейшему ведению ребенка.

Также в Детском медицинском центре «Санаре» возможно проведение расширенного обследования на наличие наследственных болезней обмена веществ — тандемная масс-спектрометрия. Данный метод широко используется в США, Германии и других развитых странах и позволяет проводить количественное определение аминокислот и ацилкарнитинов (всего 43 показателя) в небольшом объеме биологического материала (пятно высушенной крови) и обеспечивает выявление 35 форм наследственных болезней обмена веществ.

Образец крови у новорожденного ребенка берется таким же способом, как для неонатального скрининга на фенилкетонурию, галактоземию, гипотиреоз, адреногенитальный синдром и муковисцидоз.

Исследование можно провести и для детей старшего возраста!

Если забор крови производится у ребенка старше 1 года, то кровь для проведения исследования берется из пальца.

Для новорожденного ребенка можно использовать пятна крови, которые были взяты для неонатального скрининга, у ребенка старшего возраста забор производится на специальный индивидуальный бланк-фильтр.

Кроме того, это период, когда развитие ребенка сильнее всего зависит от правильного питания>. В конечном счете, все, что ест ребенок, обеспечивает энергию для поддержания столь быстрого роста. Но как ты можешь быть уверена, что твой малыш получает именно то питание, в котором он нуждается, и в правильных количествах?

  • Внимательно следи за аппетитом ребенка. Дай ему возможность самому регулировать количество потребляемой пищи, чтобы он набрал свою норму в калориях. Ты можешь помочь малышу научиться умеренности в еде, просто прекращая кормление при первых признаках того, что ребенок насытился.
  • Аппетит ребенка легче контролировать, когда он находится на грудном вскармливании. Когда малыш отпустил грудь, отворачивается, выглядит довольным и сонным, ты можешь быть уверена, что он сыт. Если же ребенок находится на искусственном вскармливании и выпивает молока меньше положенной нормы, то возникает желание покормить его еще. Помни: не отметки на бутылочке, а естественное желание ребенка должно стать для тебя наилучшим руководством.
  • По мере взросления ребенка признаки появляющегося аппетита становятся заметнее. В 6-9 месяцев ребенок сигналит тебе: «Я хочу есть!», схватив ложку. Или показывает: «Больше не хочу!», оттолкнув тарелку или плотно сжимая губы. Малыш «ползающего возраста» может сообщить тебе о том же самом простыми словами, например «нет» или «сок», либо жестами. А в возрасте 18 месяцев он уже может сочетать жесты с простыми фразами — например, протянуть чашку и сказать: «Еще сока».
  • Если ребенок голоден, дай ему поесть столько, сколько он захочет. Если же он сыт, позволь ему немного «поклевать» пищу. Ни в коем случае не заставляй его есть. Ребенок должен научиться прислушиваться к своим потребностям и желаниям. Этот этап является очень важным в процессе формирования привычки к здоровому питанию.

Ориентируйся на следующие признаки:

Пример для ребенка, который находится на грудном вскармливании:

  • Плачет или беспокоится
  • Машет ручками и ножками
  • Улыбается и смотрит на тебя, и гулит от удовольствия, когда ты его кормишь
  • Отворачивается от груди (от соски)
  • Перестает сосать
  • Начинает засыпать

Пример для ребенка, который ест с ложечки:

  • Открывает рот и тянется к ложечке
  • Пытается самостоятельно брать еду
  • Жесты — наклоняется вперед, пытается схватить ложку
  • Отворачивается от ложки
  • Выплевывает еду или отталкивает от себя
  • Отвлекается, начинает смотреть по сторонам

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Rīga LV-1004

Дочке 3,5 месяца, находимся только на ГВ. Весим 8,1 кг. К груди прикладываю по требованию ребенка. 🙂 А потребовать она может и через 40 минут, и через 2 часа.. Моя мама не может спокойно смотреть, что я дочку частенько к груди прикладываю. -«Она же недавно ела!»
Жанна права — ребенок успокаивается у груди, если его что-то беспокоит, или если он боится чего-то. Моя дочка любит со мной общаться во время кормления 🙂 Смотреть, как она гулит с набитым ртом — интересное зрелище. Но, отучаем от этого.
Пустышек дочка не признает вообще, ровно как и бутылочек с сосками. На прогулке ведет себя замечательно. Да и вообще — очень спокойный ребенок, хоть и родилась под знаком Овна (привет всем Овечкам!).

У знакомых детки находятся на смешанном вскармливании — молока грудного едят меньше (иногда, намного меньше), чем когда были на ГВ, по комплекции — худенькие, хотя на ГВ были пухленькими.

Что хочу сказать, НЕ зависимо от того, сколько грудного молока детки получают детки на СВ — они им наедаютя. Пусть даже это всего ложечка чайная. Состав съедаемого ребенком грудного молока компенсирует его малое количество. Так что все это норма.

Можно я отвечу Вам morkva:если малыш начинает плакать, бросает грудь прогибает спинку,дергает ручками и ножками, скорей всего у вашего ребенка желудочные колики. Они возникают практически у каждого малыша в этом возрасте. И ведут себя малыши при этом так как вы говорите. Что делать, советовать не стану.(Вы и не спрашиваете). А если засыпает у груди — то значит наелся.

А вообще потребность сосания — это не только потребность в еде. Так ребенок может выражать все, что чувствует в данный момент (холод,возбуждение, страх, желание пообщаться и т.д.)

Мне статья понравилась. Буквально вчера были с сыном (1 и 8м) в поликлинике, так врач бросила фразу «Что-то у вас ребенок худой. Вы его не кормите что ли?» А он на самом деле нормальный (не худой, не толстый). Я его никогда насильно не кормлю. Даже если он съел пару ложек. Надеюсь я правильно делаю, вот и в статье тоже самое советуют.

Как понять, что новорожденный и младенец первых месяцев жизни хочет кушать?

Признаки голода у младенца:

Ранние признаки (проголодался):

  • причмокивает или облизывает губы,
  • открывает и закрывает рот,
  • сосет губы, руки, пальчики ног, игрушку или пеленку.

Активные признаки (сильно голоден)

  • ищет грудь у всех, кто бы ни держал его на ручках,
  • принимает положение для кормления или оттягивает одежду взрослому,
  • много ерзает и крутится,
  • начинает часто бить вас по руке или груди,
  • суетится или учащенно дышит.

Поздние признаки голода (очень сильно хочет кушать)

  • отчаянно мотает головой из стороны в сторону,
  • плачет.

Выше описано то как малыш демонстрирует, что хочет кушать прямо сейчас.

Но как понять, что ему хватает питания в принципе?

Мой ребенок все время хочет быть на груди

Оцените нормальность поведения малыша с помощью этого материала.

Малыш все время сосет пальцы. Он голоден?

По истечению периода новорожденности, сосание рук становится не таким уж надежным признаком голода. Через 6-8 недель малыш начинает лучше контролировать движение своих ручек и вскоре начинает исследовать мир, пробуя его на вкус. Также в период, когда десна готовится к появлению зуба, детки часто активно сосут кулачки.

Читайте также:

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Вебинар "Режим малыша в 0-4 месяца"

Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей

Частые ночные «перекусы» не всегда говорят о том, что график кормлений смещен. Если кормление — это способ расслабиться и уснуть, то при побуждении ночью между циклами сна для засыпания снова потребуется грудь или бутылочка. Это ассоциация на сон, способ и привычка засыпания.

  • Малыш ночью просыпается каждые 1–1,5 часа и просит есть, а днем обычно ест через 3 часа — значит, вряд ли он испытывает голод.
  • Ребенок ночью ест очень мало: приложился к груди на минутку или бутылочке, съел 10–20 мл и уснул — в таком случае у него нет цели именно поесть.
  • Если есть ассоциация на сон, но дневной аппетит не страдает, мама и младенец высыпаются, в этом нет ничего страшного. Чтобы количество ночных пробуждений и кормлений позволяло достаточно спать даже при наличии ассоциации на сон, ребенку должен хорошо подходить режим сна и бодрствования.

Как бы ни хотелось уменьшить количество ночных кормлений, есть ситуации, когда они необходимы. Например, грудничок первых месяцев жизни плохо набирает вес, есть проблемы с лактацией (мало молока, ложный отказ от груди), адаптация к лечебной смеси со специфическим вкусом и отказ от нее в бодрствование, малыш плохо себя чувствует (болен, режется зуб), ребенок переживает скачок развития, стресс, длительное разделение с мамой.

От возраста и причины преобладания ночного питания будет зависеть помощь. В первые месяцы жизни с «путаницей дня и ночи» важно показывать малышу, когда день и когда ночь. На дневные сны не нужно создавать сильное затемнение, а ночью нужно обеспечивать в комнате максимальную темноту. Ограничьте слишком длинные дневные сны. Все активности, прогулки, общение – днем, ночью никаких игр.

Если малыш днем отвлекается при кормлениях и «забывает» поесть, нужно создавать максимально спокойную атмосферу во время кормлений: выключите телевизор, не пользуйтесь телефоном, уединитесь в затемненной тихой комнате, включите белый шум. Можно надеть на шею яркий платок, слингобусы, любую детскую погремушку на ленточке. Попробуйте другую позу с меньшим обзором, например, сидя на коленях лицом к себе или в слинге.

С вводом прикорма не стоит торопиться заменять кормления грудью или смесью на пюре. Первые овощные или фруктовые пюре несопоставимы по калорийности с грудным молоком и смесью. Занимая объем в желудке, они уменьшают потребление молока днем. Полноценно заменить кормление прикорм может только после 8 месяцев, когда будет составлять около 20–30% питания и малыш будет есть злаковые, мясо, овощи.

На смешанном вскармливании желательно докармливать ребенка смесью в необходимом объеме после каждого прикладывания к груди, либо кормить смесью по часам (через равные интервалы), а грудью по требованию.

Работающей маме с грудным вскармливанием и совместным сном сложнее всего уменьшить число ночных кормлений. Для этого нужно, чтобы днем малыша кормили достаточно часто, максимум через 3–3,5 часа. Вечером можно уменьшить интервалы и в последние 3 часа перед укладыванием прикладывать малыша к груди или давать сцеженное молоко через каждый час, после засыпания в ночь в районе 23–24 часов предложить «сонное кормление», покормить утром при пробуждении и перед выходом из дома.

Частые ночные кормления нужны ребенку в некоторые периоды его жизни и развития. Основная сложность заключается в том, чтобы понять, когда кризисный период миновал, начать различать потребность ребенка в еде и его беспокойство по другим причинам. Ребенок, проснувшийся ночью, не всегда голоден, а действуя всегда одинаково можно закрепить привычку.

Если у вас не получается разобраться с графиком кормлений самостоятельно, запишитесь на индивидуальную консультацию. В команде консультантов BabySleep есть и консультанты по ГВ и прикорму. Мы поможем вам наладить комфортный вам и ребенку график кормлений и вернем вашей семье спокойный сон.

Ссылка на основную публикацию