Боль в груди у детей

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Боль в груди у детей: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Физиологическое значение любой боли связано с защитой организма от разрушения, т.е. с системой предупреждения о реальной или потенциальной опасности возникновения повреждения. Болевой сигнал обеспечивает своевременную мобилизацию защитных сил организма.

Когда речь идет о ребенке, то к его жалобам на боль нужно относиться с особой внимательностью, поскольку дети не всегда могут точно охарактеризовать ее специфику и даже локализацию.

Ощущение боли заметно ограничивает активность маленького ребенка, что может отразиться на его психомоторном развитии. В более старшем возрасте боль может стать причиной проблем с социализацией и адаптацией ребенка в детском коллективе.

Разновидности боли в груди у детей

Различают острую и хроническую боль, а в зависимости от ее характера — колющую, давящую, сжимающую, ноющую.

Возможные причины боли в груди у детей

Нередко дети жалуются на боль в груди после интенсивной физической нагрузки. Если такие жалобы единичны, то появление боли можно объяснить перенапряжением связочного аппарата – в таком случае после непродолжительного отдыха боль исчезает самостоятельно и не считается патологической.

Боль, возникающая после приема пищи, должна насторожить родителей, поскольку она может служить симптомом заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастроэзофагеального рефлюкса, гастрита или язвенной болезни желудка, — причем как единственным, так и сочетаться с такими проявлениями, как отрыжка, кислый привкус во рту, тяжесть в животе, нарушение дефекации.

Различные заболевания органов дыхания (например, коклюш), связанные с изнуряющим кашлем, часто вызывают у детей боль в груди. Это объясняется чрезмерным напряжением межреберных мышц. Боль в груди при пневмонии может быть связана с распространением воспалительного процесса на плевру. При этом ребенок обычно занимает вынужденное положение, щадя пораженную сторону, наблюдается поверхностный кашель и подъем температуры тела.

Некоторые заболевания (абсцесс легкого, туберкулез) чреваты развитием пневмоторакса (скопление воздуха в плевральной полости, ведущее к спадению ткани легкого и сдавлению кровеносных сосудов средостения).

Боль в груди у детей

Боль в груди у детей

В подростковом возрасте боль в грудной клетке бывает связана с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата и запаздыванием развития сердечно-сосудистой и нервной системы. Такая боль может сопровождаться учащенным сердцебиением, головокружением и другими неприятными субъективными ощущениями в грудной клетке.

Причиной длительной боли в груди могут стать инфекционные заболевания, например, опоясывающий лишай, вызванный герпесом IV типа. Заболевание характеризуется появлением мелкопузырчатых обильных высыпаний по ходу пораженного нерва – часто в области груди. Такая сыпь сильно зудит и доставляет существенный дискомфорт.

Среди заболеваний сердца, вызывающих боль в грудной клетке у детей, следует выделить миокардит. Часто он развивается на фоне острой респираторной вирусной инфекции или кишечной инфекции (вызванной, например, вирусом Коксаки) или в течение двух недель после нее. Наиболее подвержены развитию миокардита дети раннего возраста с неблагоприятным перинатальным анамнезом. Повышение температуры тела – часто первый симптом развития миокардита. В дальнейшем появляются одышка и боль в области груди, ребенок становится беспокойным, плаксивым, может наблюдаться рефлекторная рвота.

Инфаркт может возникнуть вследствие атеросклероза при семейных формах гиперлипидемии, аномальном отхождении левой коронарной артерии, при болезни Кавасаки, васкулитах коронарных артерий, инфекционном эндокардите. Для заболевания характерна жгучая боль за грудиной, а также нарушение дыхания, потливость, одышка, снижение артериального давления. В единичных случаях отмечаются боль в животе, рвота, диарея.

При исключении всех соматических (телесных) патологий и сохранении боли в груди необходимо обратить внимание на психическое состояние ребенка. Дети и подростки с тревожными и депрессивными расстройствами нередко жалуются на боль в груди, ощущение сердцебиения и затрудненное дыхание.

К каким врачам обращаться при появлении боли в груди у детей?

При появлении боли в груди у ребенка необходимо обратиться к педиатру . После осмотра и сбора анамнеза врач назначит комплекс лабораторно-инструментальных исследований и консультации узких специалистов.

Диагностика и обследования при боли в груди у детей

В большинстве случаев для постановки диагноза необходим комплекс лабораторно-инструментальных исследований, список которых составляет врач, ориентируясь на состояние пациента и имеющиеся симптомы.

    Клинический анализ крови: общий анализ с подсчетом тромбоцитов, лейкоформула, СОЭ (с микроскопией мазка крови при наличии патологических сдвигов).

Одно из основных лабораторных исследований для количественной и качественной оценки всех классов форменных элементов крови. Включает цитологическое исследование мазка крови для подсчета процентного содержания разновидностей лейкоцитов и определение скорости оседания эритроцитов.

Ребёнок, плавно вступающий в подростковый возраст, испытывает множество кардинальных изменений в своём организме, и полость рта — не исключение. Как заботиться о зубах и дёснах в этом периоде, какие средства выбирать, чтобы смена молочных зубов прошла легко и правильно — расскажем в сегодняшней статье.

Особенности развития челюсти в 8–13 лет. Сменный прикус

Главное, что происходит с зубами ребёнка в этом возрасте — они меняются на постоянные. Такое состояние челюсти у подростков называется сменным прикусом.

К 3 годам ребёнок имеет 20 временных зубов, которые начали расти с полугодовалого возраста. Постепенно их сменяют коренные (при нормальном развитии полная замена происходит к 13–14 годам). Также появляются 8–12 жевательных зубов, которые сразу прорезываются постоянными.

В период смены прикуса корни молочных зубов рассасываются, подготавливая место для новых, постоянных зубов. Начинается смена прикуса с 6 лет и длится следующие 8. Последовательность смены зубов одинакова у всех детей, а вот границы периодов могут варьироваться. Первыми обновляются передние молочные зубы — только вспомните фотографии первоклашек на школьных линейках! В это время у детей активно растёт челюсть, между зубами появляются промежутки, необходимые, чтобы свободно вместить коренные зубы — они всегда крупнее, чем молочные. Постоянные изменения в строении челюсти будут происходить у ребёнка вплоть до 14 лет.

Формирование прикуса — очень длительный и важный процесс, от которого во многом зависит здоровье и внешний вид ребёнка в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в период с 6 до 14 лет он ежегодно проходил осмотр ортодонта. Врач проследит за тем, чтобы зубы правильно располагались в зубной дуге, а также будет наблюдать за их размерами, формой, особенностями эмали. Гораздо проще отследить отклонения прикуса в детском или подростковом возрасте, чем исправить их, когда ребёнок вырастет.

Главные средства и правила ухода

Зубная щётка и паста — главные инструменты ухода за полостью рта ребёнка. Выбирать их следует с большой внимательностью.

Как выбрать зубную щётку

Распространённая ошибка — выбор щётки со слишком жёсткой щетиной. Не покупайте такие, чтобы не травмировать нежные дёсны и формирующуюся эмаль зубов ребёнка. Щетина должна быть мягкой или средней мягкости, головка щётки — небольшой. Хорошо, если у щётки будет нескользящая ручка. Обязательно научите ребёнка правильной технике чистки — движения должны быть выметающими, сверху вниз на верхней челюсти и снизу вверх на нижней. Движения слева-направо не только оставляют на зубах неочищенный налёт, но и портят эмаль.

Боль в груди у детей

Мануальная щётка очищает налёт не хуже, чем электрическая, но только при условии идеальной техники чистки. К тому же, электрические щётки за счёт яркого дизайна и необычной конструкции больше нравятся детям, с их помощью легче прививать любовь к гигиене полости рта. Помните, что примерно до 11 лет, пока у вашего ребёнка полностью не разовьётся моторика рук, вы всё ещё должны контролировать его чистку.

Как выбрать зубную пасту

Покупайте пасты, содержащие укрепляющие компоненты: гидроксиапатит, кальций или фтор. Они помогут укрепить эмаль и предотвратить развитие кариеса. Оптимальная концентрация фторидов в пасте — до 900 ppm (то есть, 900 частей на миллион). Пасты с большей концентрацией используются только курсами и по назначению врача. Отличную дополнительную защиту от кариеса дадут реминерализующие гели.

В настоящее время в России доля детей в возрасте 10–17 лет составляет 8,1 % от общей численности населения страны. Известно, что подростковый период является одним из наиболее критических в индивидуальном развитии человека. Интенсивный рост и развитие организма в этот период, происходящие на фоне созревания основных регуляторных систем, определяют крайне высокую зависимость формирования здоровья ребенка от воздействия неблагоприятных средовых факторов [1].

Имеются данные о том, что в РФ около 60 % подростков по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии, 30 % юношей являются негодными к военной службе, различные нарушения репродуктивного здоровья имеют до 20 % девушек-подростков [1].

Во многих исследованиях отмечается, что в целом в последние годы в состоянии здоровья подростков специалисты фиксируют устойчивые негативные тенденции – растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска в формировании здоровья и развитии [2].

Согласно официальным статистическим данным, за последние 10 лет общая заболеваемость детей старшего подросткового возраста (15–17 лет) увеличилась на 25 %, а первичная – на 24 %. После окончания школы только 15 % детей являются абсолютно здоровыми, до 60 % детей имеют хронические заболевания и 25 % подростков – различные функциональные или пограничные расстройства [3].

Анализ научной литературы показывает, что болезни органов дыхания относятся к числу наиболее распространенных заболеваний. В структуре общей заболеваемости они занимают лидирующие позиции, являясь причинами временной нетрудоспособности и инвалидности. Данные статистики обращений свидетельствуют о том, что более 25 % пациентов, которые ежедневно обращаются к врачам, имеют патологию органов дыхания [4].

Известно, что важнейшими показателями работы респираторной системы, уровня развития легких и дыхательных мышц являются функции внешнего дыхания. На параметры функций внешнего дыхания влияют многие факторы, в том числе образ жизни и генетические особенности [5].

В медицинской литературе нарушения функций внешнего дыхания подразделяют на два типа: обструктивные нарушения, которые возникают, как правило, из-за изменения проходимости дыхательных путей и характеризуются снижением скорости потока выдыхаемого воздуха, и рестриктивные нарушения, которые характеризуются снижением легочных объемов (возникают при поражении паренхимы легких и грудной клетки).

Как известно, нередко нарушения функций дыхания приводят к дыхательной недостаточности. Под дыхательной недостаточностью понимают неспособность обеспечения необходимого насыщения организма кислородом и удаления из него углекислого газа. Показателями дыхательной недостаточности являются: нарушение легочной вентиляции, коэффициент эффективности легких, газовый состав крови, одышка (диспноэ) [6].

Практикующие специалисты отмечают, что дыхательная недостаточность – это патологический синдром, сопровождающий ряд заболеваний, в основе которого лежит нарушение газообмена в легких, при котором происходят снижение парциального давления кислорода в артериальной крови менее 60 мм рт. ст., а также повышение парциального давления углекислого газа более 45 мм рт. ст. При дыхательной недостаточности не обеспечивается необходимый газовый состав крови либо он поддерживается за счет перенапряжения компенсаторных возможностей системы внешнего дыхания [7].

Таким образом, мы понимаем, что дыхательная недостаточность является неотложным, угрожающим для здоровья и жизни состоянием, требующим своевременной диагностики и помощи. При неоказании своевременной медицинской помощи острая дыхательная недостаточность может привести к осложнениям и даже гибели пациента.

Целями эмпирического исследования были оценка состояния функций внешнего дыхания и выявление динамики распространения нарушений функций дыхания у подростков 14–16 лет.

Материалы и методы исследования

База исследования – Центр здоровья ребенка на базе БУЗ ВО «Череповецкая городская детская поликлиника № 1» г. Череповца.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– анализ научно-методической литературы;

– анализ медицинской документации;

– анализ статистических данных.

В ходе исследования был проведен анализ медицинской документации – материалов обследования за 2018 и 2019 гг. 150 подростков (за каждый период), проживающих в городе Череповце. Оценка функций внешнего дыхания проводилась на спирографе и газоанализаторе («Смокилайзер») по стандартным методикам. Фиксировались значения следующих показателей: ЖЕЛ – жизненная емкость легких; ЖЕЛ в % от ДЖЕЛ (должная ЖЕЛ, вычисляемая для каждого человека индивидуально), СО2 – концентрация угарного газа в выдыхаемом воздухе. При этом оценка показателей осуществлялась в соответствии с возрастными нормативами (табл. 1).

Нормативные значения показателей состояния функции внешнего дыхания для подростков 14–16 лет

Ссылка на основную публикацию